История московского такси
Реклама ООО «Яндекс.Такси».
ОГРН 5157746192731. 123112, г.Москва, 1-й Красногвардейский пр, д.21с.1, эт.36, п.36.9
Erid: 2VtzqxWAu9Q
0+

Московское такси от первых извозчиков до Советской эпохи, перестройки и наших дней

Листай, чтобы узнать
История московского такси
История
История
Такси —
01
Кто стоял у истоков российского таксопарка?
02
Как автомобильные перевозки превратились из экзотики в повседневную услугу?
03
Проследим эволюцию отечественного такси от первых шатких опытов до современного высокотехнологичного сервиса.
Такси —

Жёлтое

И почему именно жёлтый цвет стал визитной карточкой московских таксистов?

История московского такси

C начала 1925 года

Такси от первых государственных машин до перестройки

до середины 1980-х годов

Советская
эпоха

В 1925 году на улицах Москвы появились первые пятнадцать автомобилей с жёлтыми боками и надписью «Такси» на дверцах. Это были подержанные Renault, переданные из гаража Моссовета для эксперимента по организации платных перевозок.

C начала XX века

Русские извозчики: «Ваньки», «лихачи» и «голубчики» на улицах городов до появления автомобилей

до 1925 г.

Первые
извозчики

Ещё в начале XX века автомобиль в России был диковинкой, а платная поездка на нём — привилегией богачей. Первые автоизвозчики брали за короткий маршрут целых два рубля — сумму, за которую извозчик на пролётке работал целый день.

В эпоху, когда по российским городам ещё не раздавался гул моторов, улицы принадлежали извозчикам — настоящим хозяевам мостовых. Этот особый мир со своей иерархией, традициями и даже языком формировал городскую жизнь...

История московского такси

«Ваньки»

Рабочая лошадка города. Простой люд пользовался услугами дешёвых «ванек» — извозчиков на худых лошадёнках и пролётках с жесткими сиденьями. За 30-50 копеек они возили по принципу «сколько влезет», часто нарушая правила. Особенно выделялись петербургские «голубчики» — их называли так за голубые поддёвки и особый говорок.

«Ваньки» часто подрабатывали почтальонами, перевозя письма за небольшую плату.

«Лихачи»

Элита мостовых. Для аристократов и богатых купцов работали «лихачи» на сытых орловских рысаках. Их экипажи с рессорами и бархатными сиденьями стоили 1-3 рубля за поездку. Многие содержали собственные «лихаческие» биржи у дорогих ресторанов.

В Москве существовало негласное правило: «лихач» не имел права отказать офицеру.

«Голубчики»

Зажиточные горожане могли позволить себе услуги «голубчиков», которых можно было узнать по ухоженным лошадям, лакированным коляскам с колокольцами, а также кучерам, облачённым в синие кафтаны.

Название пошло от распространённого выкрика возницы: «Эх, голуби!» Такие экипажи часто заказывали на свадьбы и праздники.
1907 год

платные извозки на авто

В столичных городах появились предприниматели, использовавшие свои импортные машины — чаще всего Berliet и Delaunay-Belleville — в коммерческих целях.

подробнее
«Русское слово»

«АВТОМОБИЛЬ. Днём 5 рублей час. За подачу не взимается. Тел. 161-49».

«С развитием автомобильного движения появляются и потребности, связанные с этим движением.

В Западной Европе автомобиль перестал быть роскошью и предметом только спорта, а является необходимым средством передвижения, потребности, вызванные этим передвижением, быстро удовлетворяются.

У нас в России, когда автомобиль тоже начинает приобретать такое же значение, тем более следует идти навстречу потребностям, чтобы развить автомобильное движение».

«Авто-мобилист»

«Автомобильный гараж Г. Маркъ и Ко. Москва. Большая Дмитровка, № 5, тел. 52-60. С.-Петербург, Столярный. пер., с. д.».

Постоянный обширный склад пассажирских и грузовых автомобилей и омнибусов. Гараж для стоянки. Собственные мастерские для ремонта. Большой склад принадлежностей. Прейскуранты высылаются по требованию.

«Авто-мобилист»
«Авто-мобилист»

«При московском градоначальстве образована специальная комиссия всех случаев неосторожной езды на автомобилях. <...> О всех случаях неосторожной езды на автомобилях будет сообщаться названной комиссии, которой предоставлено право по своему усмотрению лишать шофёров права езды на автомобилях по городу Москве как на определённый срок, так и навсегда».

«Если встречная лошадь пугается очень сильно, то полезно остановить коляску и заглушить машину, сойти и провести лошадь под уздцы.

К сожалению, часто сами кучера или возчики мешают этому делу: или начинают так ругаться, что трудно слушать, или начинают стегать лошадей, думают, вероятно, что стегают вас.

Вообще, как у нас на Руси, так и за границей замечено, что население местами очень добродушно, а местами очень враждебно к автомобилистам и готово сделать нам всякую неприятность».

«Авто-мобилист»
1909 год

автоизвоз — повседневная жизнь

Автоизвоз становился частью повседневной жизни. В Москве было образовано специализированное автопредприятие — «Товарищество автомобильного передвижения». А к 1912 году в столице насчитывалось более 220 таксомоторов, в Петербурге — 328, в других городах России — от трёх до десяти.

подробнее
в 1910-х годах

Регулирование  автомобилей

Регулирование нового вида транспорта осуществлялось по мере возникновения проблем: за ДТП водителям выписывали огромные штрафы, до 100 рублей (что составляло двухмесячную зарплату рабочего).

подробнее
1914

Начавшаяся Первая мировая война надолго поставила крест на развитии частного автоизвоза — большинство машин было реквизировано для нужд армии, а к 1917 году этот вид транспорта исчез с городских улиц — 
после революции частную собственность национализировали.

1918
История московского такси

C начала XX века

Русские извозчики: «Ваньки», «лихачи» и «голубчики» на улицах городов до появления автомобилей

до 1925 г.

Первые
извозчики

Ещё в начале XX века автомобиль в России был диковинкой, а платная поездка на нём — привилегией богачей. Первые автоизвозчики брали за короткий маршрут целых два рубля — сумму, за которую извозчик на пролётке работал целый день.

C начала 1980 годов

Дефицит и время радикальных перемен для советского такси

до 2000-х годов

Эпоха
перестройки

Эпоха перестройки стала временем радикальных перемен для советского такси — государственные таксопарки столкнулись с глубочайшим кризисом...

C начала 1925 года

Такси от первых государственных машин до перестройки

до середины 1980-х годов

Советская
эпоха

В 1925 году на улицах Москвы появились первые пятнадцать автомобилей с жёлтыми боками и надписью «Такси» на дверцах. Это были подержанные Renault, переданные из гаража Моссовета для эксперимента по организации платных перевозок.

Новый сервис сразу привлёк внимание москвичей, хотя позволить его могли немногие — поездка стоила 50 копеек за версту, что составляло почти дневной заработок квалифицированного рабочего. Водители, отобранные из числа бывших шофёров нэпманов, носили специальную форму и сдавали экзамены не только по вождению, но и на знание городской географии.

История московского такси

К началу 1930-х годов таксомоторный парк столицы вырос до двухсот машин, преимущественно отечественных ГАЗ-А.

Именно в этот период закладывались традиции, ставшие визитной карточкой советского такси. В 1934-м открылась первая диспетчерская служба по вызову такси. Любопытно, что первые такси работали только в дневное время, а основными стоянками стали площади у вокзалов, крупных магазинов и театров.

Водителям запрещалось отказывать пассажирам, за исключением случаев, когда человек находился в сильном алкогольном опьянении.

«С подъезда вокзала я сел в открытый автомобиль. <...> Мы уже мчимся по шумной Тверской, среди грохота и гула. Прекрасная мостовая блестит после мимолётного дождя под ярким сентябрьским солнышком. Тротуары полны стремительного народа».

«Все торопятся — кто на работу, на службу, кто с работы, со службы, по делам <...> Мы мчимся в потоке звенящих и гудящих трамваев, среди грохота телег и унылых, доживающих свои дни извозчиков... У большинства на лошадях и шлеи нет — хомут да вожжи. Перегоняем всё движение, перегоняем громоздкие автобусы и ловкие такси».

Владимир Гиляровский
«Москва и москвичи» (глава «На моих глазах»)
1941

Военные годы стали тяжёлым испытанием для таксомоторной службы. Большинство машин мобилизовали для нужд фронта, оставшиеся использовались для перевозки раненых и важных грузов.

1945
1946 год
Возрождение отрасли такси

На улицы Москвы вышли новые «Победы» ГАЗ-М-20 — первые массовые советские автомобили, специально адаптированные для таксопарков.

Вскоре ввели единый тариф на поездки — 10 копеек за километр, что сделало услугу более доступной для населения. Машины получили знаменитые «шашечки» по бокам и зелёный фонарь на лобовом стекле, который включался, когда такси было свободно.

1956 год
расцвет советского такси

В эксплуатацию поступила «Волга» ГАЗ-21. Этот автомобиль с его узнаваемым дизайном стал символом эпохи, а ещё именно в этих машинах появилась система радиосвязи водителей с диспетчером.

к 1970 годам
такси стало массовым

Такси превратилось в действительно массовый вид транспорта — ежегодно по всему Союзу совершалось около 150 миллионов поездок.

А в 1973-м тариф на проезд пересмотрели: пассажир платил 20 копеек за подачу и 20 копеек за километр.

1980  год
жёлтое  такси

Столичные такси впервые приобрели одну из самых своих узнаваемых черт в ходе подготовки к Олимпиаде 1980 года: машины перекрасили в ярко-жёлтый цвет — для заметности и соответствия международным стандартам.

Символ  эпохи

Коврик на задней полке, плюшевый медвежонок на радиаторе, стрелки, нарисованные на лобовом стекле для общения между коллегами на дороге. И образ жёлтой «Волги» с зелёным огоньком, навсегда остались в памяти горожан как символ целой эпохи.

История московского такси

C начала 1925 года

Такси от первых государственных машин до перестройки

до середины 1980-х годов

Советская
эпоха

В 1925 году на улицах Москвы появились первые пятнадцать автомобилей с жёлтыми боками и надписью «Такси» на дверцах. Это были подержанные Renault, переданные из гаража Моссовета для эксперимента по организации платных перевозок.

C начала XX века
С появлением первых компьютерных диспетчерских систем и GPS-навигаторов, сократилось время подачи машин втрое.
до наших дней

Расцвет
технологий

После распада СССР российская индустрия такси прошла впечатляющий путь технологической трансформации. В 1990-е годы водители ориентировались по бумажным картам, а заказы принимали по рациям. Ситуация начала меняться в начале 2000-х, с появлением первых компьютерных диспетчерских систем и GPS-навигаторов, что сократило время подачи машин втрое.

C начала 1980 годов

Дефицит и время радикальных перемен для советского такси

до 2000-х годов

Эпоха
перестройки

Эпоха перестройки стала временем радикальных перемен для советского такси — государственные таксопарки столкнулись с глубочайшим кризисом...

Как и в начале века, водители стремились работать на себя, а государство терпело убытки. С принятием закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» улицы городов наводнили частные перевозчики.

Новые «Волги» поступали всё реже, запчасти приходилось доставать по блату,
а зарплаты выглядели насмешкой на фоне
доходов «бомбил».

История московского такси
Символ  эпохи
шестёрки

«Шестёрки», ВАЗ-2106, стали символом новой эпохи — они были дешевле в обслуживании, чем «Волги», но достаточно комфортными.

Тарифы

Тарифы устанавливались «по договорённости», причём в дождь или ночью цены взлетали втрое. Особенно показательной была ситуация у вокзалов и гостиниц, где криминальные группировки делили между собой лучшие места для стоянок.

Дефицит

Дефицит запчастей, устаревание парка и массовый уход водителей в «бомбилы» подрывали работу государственных таксопарков.

В 1990-х годах

государственные  автопарки

начали закрываться

В 1990-х годах государственные автопарки начали исчезать, уступая частникам. Этот период, несмотря на хаос, заложил основы современной системы перевозок, показав, что спрос рождает предложение даже в условиях экономического кризиса.

История московского такси

C начала 1980 годов

Дефицит и время радикальных перемен для советского такси

до 2000-х годов

Эпоха
перестройки

Эпоха перестройки стала временем радикальных перемен для советского такси — государственные таксопарки столкнулись с глубочайшим кризисом...

C начала XX века
С появлением первых компьютерных диспетчерских систем и GPS-навигаторов, сократилось время подачи машин втрое.
до наших дней

Расцвет
технологий

После распада СССР российская индустрия такси прошла впечатляющий путь технологической трансформации. В 1990-е годы водители ориентировались по бумажным картам, а заказы принимали по рациям. Ситуация начала меняться в начале 2000-х, с появлением первых компьютерных диспетчерских систем и GPS-навигаторов, что сократило время подачи машин втрое.

Настоящий перелом произошёл в 2010-х годах — с развитием мобильных технологий. Внедрение алгоритмов динамического ценообразования и систем машинного обучения позволило прогнозировать спрос с невозможной прежде точностью.

Нейросетевые технологии стали использоваться для распознавания лиц водителей и анализа стиля вождения, что значительно повысило безопасность перевозок.

История московского такси
В 2011  году
запустился  Яндекс Такси

IT-компания, которую считают главным поисковиком Рунета, заявила, что поможет клиентам найти машину среди партнёрских таксопарков. В первые месяцы к сервису были подключены 1000 водителей. И тогда эта цифра казалась очень большой.

С 2013  года
Можно  платить  онлайн

В сервисе внедрили возможность оплаты поездки банковской картой, даже если «пластика» не было при себе.

в 2015-х  годах

динамическое  ценообразование

Спрос на такси значительно превышал число свободных водителей.

В Яндекс Такси решили эту проблему с помощью динамического ценообразования: если в какой-то части города желающих уехать гораздо больше, чем свободных машин, — например, в часы пик или в непогоду — то стоимость заказов увеличивается.

подробнее
с 2020-х  годов

значительно
усовершенствовалась

Безопасность поездок

Современную Москву невозможно представить без такси. По данным главы столичного минтранса Максима Ликсутова, в 2024 году в Московском регионе — Москве и Подмосковье — работало 199 тысяч легковых такси, ежедневно перевозивших 1,73 миллиона пассажиров, которым доступны как короткие поездки в пределах мегаполиса, так и протяжённые междугородние маршруты.

Конечно же, такая масштабная часть транспортной инфраструктуры и люди, которые ей пользуются, должны быть надёжно защищены.

подробнее
Последние  годы
футуристические  решения

Тестирование беспилотных такси в нескольких городах и внедрение систем мультимодальной логистики, объединяющих разные маршруты.

А что сейчас?

Современные российские технологии в сфере пассажирских перевозок по многим параметрам соответствуют мировому уровню, а в некоторых аспектах — таких как динамическое ценообразование и агрегация сервисов — даже задают новые стандарты.

Ключевым фактором этого прорыва стало уникальное сочетание инженерной школы с предпринимательскими и государственными инициативами.