ОГРН 5157746192731. 123112, г.Москва, 1-й Красногвардейский пр, д.21с.1, эт.36, п.36.9
Erid: 2VtzqxWAu9Q

Московское такси от первых извозчиков до Советской эпохи, перестройки и наших дней

Жёлтое

И почему именно жёлтый цвет стал визитной карточкой московских таксистов?
C начала 1925 года
Такси от первых государственных машин до перестройки
до середины 1980-х годов
Советская
эпоха



В 1925 году на улицах Москвы появились первые пятнадцать автомобилей с жёлтыми боками и надписью «Такси» на дверцах. Это были подержанные Renault, переданные из гаража Моссовета для эксперимента по организации платных перевозок.
C начала XX века
Русские извозчики: «Ваньки», «лихачи» и «голубчики» на улицах городов до появления автомобилей
до 1925 г.
Первые
извозчики



Ещё в начале XX века автомобиль в России был диковинкой, а платная поездка на нём — привилегией богачей. Первые автоизвозчики брали за короткий маршрут целых два рубля — сумму, за которую извозчик на пролётке работал целый день.
В эпоху, когда по российским городам ещё не раздавался гул моторов, улицы принадлежали извозчикам — настоящим хозяевам мостовых. Этот особый мир со своей иерархией, традициями и даже языком формировал городскую жизнь...

«Ваньки»

Рабочая лошадка города. Простой люд пользовался услугами дешёвых «ванек» — извозчиков на худых лошадёнках и пролётках с жесткими сиденьями. За 30-50 копеек они возили по принципу «сколько влезет», часто нарушая правила. Особенно выделялись петербургские «голубчики» — их называли так за голубые поддёвки и особый говорок.
«Ваньки» часто подрабатывали почтальонами, перевозя письма за небольшую плату.
«Лихачи»

Элита мостовых. Для аристократов и богатых купцов работали «лихачи» на сытых орловских рысаках. Их экипажи с рессорами и бархатными сиденьями стоили 1-3 рубля за поездку. Многие содержали собственные «лихаческие» биржи у дорогих ресторанов.
В Москве существовало негласное правило: «лихач» не имел права отказать офицеру.
«Голубчики»

Зажиточные горожане могли позволить себе услуги «голубчиков», которых можно было узнать по ухоженным лошадям, лакированным коляскам с колокольцами, а также кучерам, облачённым в синие кафтаны.
Название пошло от распространённого выкрика возницы: «Эх, голуби!» Такие экипажи часто заказывали на свадьбы и праздники.



платные извозки на авто

В столичных городах появились предприниматели, использовавшие свои импортные машины — чаще всего Berliet и Delaunay-Belleville — в коммерческих целях.



«АВТОМОБИЛЬ. Днём 5 рублей час. За подачу не взимается. Тел. 161-49».
«С развитием автомобильного движения появляются и потребности, связанные с этим движением.
В Западной Европе автомобиль перестал быть роскошью и предметом только спорта, а является необходимым средством передвижения, потребности, вызванные этим передвижением, быстро удовлетворяются.
У нас в России, когда автомобиль тоже начинает приобретать такое же значение, тем более следует идти навстречу потребностям, чтобы развить автомобильное движение».



«Автомобильный гараж Г. Маркъ и Ко. Москва. Большая Дмитровка, № 5, тел. 52-60. С.-Петербург, Столярный. пер., с. д.».
Постоянный обширный склад пассажирских и грузовых автомобилей и омнибусов. Гараж для стоянки. Собственные мастерские для ремонта. Большой склад принадлежностей. Прейскуранты высылаются по требованию.


«При московском градоначальстве образована специальная комиссия всех случаев неосторожной езды на автомобилях. <...> О всех случаях неосторожной езды на автомобилях будет сообщаться названной комиссии, которой предоставлено право по своему усмотрению лишать шофёров права езды на автомобилях по городу Москве как на определённый срок, так и навсегда».


«Если встречная лошадь пугается очень сильно, то полезно остановить коляску и заглушить машину, сойти и провести лошадь под уздцы.
К сожалению, часто сами кучера или возчики мешают этому делу: или начинают так ругаться, что трудно слушать, или начинают стегать лошадей, думают, вероятно, что стегают вас.
Вообще, как у нас на Руси, так и за границей замечено, что население местами очень добродушно, а местами очень враждебно к автомобилистам и готово сделать нам всякую неприятность».

автоизвоз — повседневная жизнь

Автоизвоз становился частью повседневной жизни. В Москве было образовано специализированное автопредприятие — «Товарищество автомобильного передвижения». А к 1912 году в столице насчитывалось более 220 таксомоторов, в Петербурге — 328, в других городах России — от трёх до десяти.

Регулирование автомобилей

Регулирование нового вида транспорта осуществлялось по мере возникновения проблем: за ДТП водителям выписывали огромные штрафы, до 100 рублей (что составляло двухмесячную зарплату рабочего).



Начавшаяся Первая мировая война надолго поставила крест на развитии частного автоизвоза — большинство машин было реквизировано для нужд армии, а к 1917 году этот вид транспорта исчез с городских улиц — после революции частную собственность национализировали.
C начала XX века
Русские извозчики: «Ваньки», «лихачи» и «голубчики» на улицах городов до появления автомобилей
до 1925 г.
Первые
извозчики



Ещё в начале XX века автомобиль в России был диковинкой, а платная поездка на нём — привилегией богачей. Первые автоизвозчики брали за короткий маршрут целых два рубля — сумму, за которую извозчик на пролётке работал целый день.
C начала 1980 годов
Дефицит и время радикальных перемен для советского такси
до 2000-х годов
Эпоха
перестройки



Эпоха перестройки стала временем радикальных перемен для советского такси — государственные таксопарки столкнулись с глубочайшим кризисом...
C начала 1925 года
Такси от первых государственных машин до перестройки
до середины 1980-х годов
Советская
эпоха



В 1925 году на улицах Москвы появились первые пятнадцать автомобилей с жёлтыми боками и надписью «Такси» на дверцах. Это были подержанные Renault, переданные из гаража Моссовета для эксперимента по организации платных перевозок.

Новый сервис сразу привлёк внимание москвичей, хотя позволить его могли немногие — поездка стоила 50 копеек за версту, что составляло почти дневной заработок квалифицированного рабочего. Водители, отобранные из числа бывших шофёров нэпманов, носили специальную форму и сдавали экзамены не только по вождению, но и на знание городской географии.

К началу 1930-х годов таксомоторный парк столицы вырос до двухсот машин, преимущественно отечественных ГАЗ-А.
Именно в этот период закладывались традиции, ставшие визитной карточкой советского такси. В 1934-м открылась первая диспетчерская служба по вызову такси. Любопытно, что первые такси работали только в дневное время, а основными стоянками стали площади у вокзалов, крупных магазинов и театров.
Водителям запрещалось отказывать пассажирам, за исключением случаев, когда человек находился в сильном алкогольном опьянении.
«С подъезда вокзала я сел в открытый автомобиль. <...> Мы уже мчимся по шумной Тверской, среди грохота и гула. Прекрасная мостовая блестит после мимолётного дождя под ярким сентябрьским солнышком. Тротуары полны стремительного народа».
«Все торопятся — кто на работу, на службу, кто с работы, со службы, по делам <...> Мы мчимся в потоке звенящих и гудящих трамваев, среди грохота телег и унылых, доживающих свои дни извозчиков... У большинства на лошадях и шлеи нет — хомут да вожжи. Перегоняем всё движение, перегоняем громоздкие автобусы и ловкие такси».


Военные годы стали тяжёлым испытанием для таксомоторной службы. Большинство машин мобилизовали для нужд фронта, оставшиеся использовались для перевозки раненых и важных грузов.


На улицы Москвы вышли новые «Победы» ГАЗ-М-20 — первые массовые советские автомобили, специально адаптированные для таксопарков.
Вскоре ввели единый тариф на поездки — 10 копеек за километр, что сделало услугу более доступной для населения. Машины получили знаменитые «шашечки» по бокам и зелёный фонарь на лобовом стекле, который включался, когда такси было свободно.



В эксплуатацию поступила «Волга» ГАЗ-21. Этот автомобиль с его узнаваемым дизайном стал символом эпохи, а ещё именно в этих машинах появилась система радиосвязи водителей с диспетчером.


Такси превратилось в действительно массовый вид транспорта — ежегодно по всему Союзу совершалось около 150 миллионов поездок.
А в 1973-м тариф на проезд пересмотрели: пассажир платил 20 копеек за подачу и 20 копеек за километр.


Столичные такси впервые приобрели одну из самых своих узнаваемых черт в ходе подготовки к Олимпиаде 1980 года: машины перекрасили в ярко-жёлтый цвет — для заметности и соответствия международным стандартам.


Коврик на задней полке, плюшевый медвежонок на радиаторе, стрелки, нарисованные на лобовом стекле для общения между коллегами на дороге. И образ жёлтой «Волги» с зелёным огоньком, навсегда остались в памяти горожан как символ целой эпохи.

C начала 1925 года
Такси от первых государственных машин до перестройки
до середины 1980-х годов
Советская
эпоха



В 1925 году на улицах Москвы появились первые пятнадцать автомобилей с жёлтыми боками и надписью «Такси» на дверцах. Это были подержанные Renault, переданные из гаража Моссовета для эксперимента по организации платных перевозок.
Расцвет
технологий



После распада СССР российская индустрия такси прошла впечатляющий путь технологической трансформации. В 1990-е годы водители ориентировались по бумажным картам, а заказы принимали по рациям. Ситуация начала меняться в начале 2000-х, с появлением первых компьютерных диспетчерских систем и GPS-навигаторов, что сократило время подачи машин втрое.
C начала 1980 годов
Дефицит и время радикальных перемен для советского такси
до 2000-х годов
Эпоха
перестройки



Эпоха перестройки стала временем радикальных перемен для советского такси — государственные таксопарки столкнулись с глубочайшим кризисом...
Как и в начале века, водители стремились работать на себя, а государство терпело убытки. С принятием закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» улицы городов наводнили частные перевозчики.
Новые «Волги» поступали всё реже, запчасти приходилось доставать по блату,
а зарплаты выглядели насмешкой на фоне
доходов «бомбил».



«Шестёрки», ВАЗ-2106, стали символом новой эпохи — они были дешевле в обслуживании, чем «Волги», но достаточно комфортными.


Тарифы устанавливались «по договорённости», причём в дождь или ночью цены взлетали втрое. Особенно показательной была ситуация у вокзалов и гостиниц, где криминальные группировки делили между собой лучшие места для стоянок.





Дефицит запчастей, устаревание парка и массовый уход водителей в «бомбилы» подрывали работу государственных таксопарков.

В 1990-х годах
государственные автопарки
начали закрываться
В 1990-х годах государственные автопарки начали исчезать, уступая частникам. Этот период, несмотря на хаос, заложил основы современной системы перевозок, показав, что спрос рождает предложение даже в условиях экономического кризиса.

C начала 1980 годов
Дефицит и время радикальных перемен для советского такси
до 2000-х годов
Эпоха
перестройки



Эпоха перестройки стала временем радикальных перемен для советского такси — государственные таксопарки столкнулись с глубочайшим кризисом...
Расцвет
технологий



После распада СССР российская индустрия такси прошла впечатляющий путь технологической трансформации. В 1990-е годы водители ориентировались по бумажным картам, а заказы принимали по рациям. Ситуация начала меняться в начале 2000-х, с появлением первых компьютерных диспетчерских систем и GPS-навигаторов, что сократило время подачи машин втрое.

Настоящий перелом произошёл в 2010-х годах — с развитием мобильных технологий. Внедрение алгоритмов динамического ценообразования и систем машинного обучения позволило прогнозировать спрос с невозможной прежде точностью.
Нейросетевые технологии стали использоваться для распознавания лиц водителей и анализа стиля вождения, что значительно повысило безопасность перевозок.


IT-компания, которую считают главным поисковиком Рунета, заявила, что поможет клиентам найти машину среди партнёрских таксопарков. В первые месяцы к сервису были подключены 1000 водителей. И тогда эта цифра казалась очень большой.



В сервисе внедрили возможность оплаты поездки банковской картой, даже если «пластика» не было при себе.
динамическое ценообразование

Спрос на такси значительно превышал число свободных водителей.
В Яндекс Такси решили эту проблему с помощью динамического ценообразования: если в какой-то части города желающих уехать гораздо больше, чем свободных машин, — например, в часы пик или в непогоду — то стоимость заказов увеличивается.


значительно
усовершенствовалась
Безопасность поездок
Современную Москву невозможно представить без такси. По данным главы столичного минтранса Максима Ликсутова, в 2024 году в Московском регионе — Москве и Подмосковье — работало 199 тысяч легковых такси, ежедневно перевозивших 1,73 миллиона пассажиров, которым доступны как короткие поездки в пределах мегаполиса, так и протяжённые междугородние маршруты.
Конечно же, такая масштабная часть транспортной инфраструктуры и люди, которые ей пользуются, должны быть надёжно защищены.



Тестирование беспилотных такси в нескольких городах и внедрение систем мультимодальной логистики, объединяющих разные маршруты.

Современные российские технологии в сфере пассажирских перевозок по многим параметрам соответствуют мировому уровню, а в некоторых аспектах — таких как динамическое ценообразование и агрегация сервисов — даже задают новые стандарты.
Ключевым фактором этого прорыва стало уникальное сочетание инженерной школы с предпринимательскими и государственными инициативами.
